В правительстве Сахалинской области под эгидой областного агентства газификации и развития инфраструктуры прошел семинар на тему: "Развитие рынка газомоторного топлива".
Если честно, подобные мероприятия бывают порой откровенно скучны — сухая статистика, пара изменений в федеральном законодательстве, известном только узким специалистам...
Но на этот раз все было по-другому: оживленно, с рядом дискуссий. Было видно, что тема собравшимся действительно интересна и в этой теме еще много непонятного.
Однако о сути.
Как напомнил ведущий советник агентства Данила Вертопрахов, в 2012 году правительством области и ОАО "Газпром" разработана и утверждена программа перевода автомобильного транспорта и сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо на 2014-2020. В следующем (2013) году подписаны соглашения о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива с ОАО "НК Роснефть" и ООО "Газпром газомоторное топливо".
Программа предусматривает, что с 2014 по 2020 годы на Сахалине будет построено 10 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в 9 населенных пунктах области за счет средств ОАО "Газпром", которые позволят технике ездить от Корсакова до Охи. А вот саму технику будут приобретать муниципалитеты и правительство области — это будут автобусы и тракторы (и, конечно, многое другое).
Зачем? Как рассказали заместитель директора филиала ООО "Газпром газомоторное топливо" Петр Евсейкин, заместитель генерального директора по розничным продажам и развитию ООО "РН-Востокнефтепродукт" Николай Гомзяков и главный специалист по взаимодействию с органами государственной власти ООО "РариТЭК" Олег Парамонов (эта компания является некой производной "КамАЗа" и активно участвует в государственной программе страны по переходу автотехники на газ), газ очень экологичен и выгоден.
В частности, как отметил Гомзяков, газа в Сахалинской области много, а вот собственной нефтепереработки нет. А природно-климатические условия заставляют держать на острове большие запасы топлива. В результате — "низкие показатели эффективности использования резервуарного парка (который, кстати, достаточно ветхий), высокие эксплуатационные затраты".
— Все сахалинцы прекрасно знают: циклоны, танкеры не подошли и начинается, — заявил заместитель генерального директора "Востокнефтепродукта". И подчеркнул, что переход на газ создаст не только надежность в снабжении Сахалина моторным топливом, но и улучшит экологическую обстановку. И об этом южносахалинцы тоже знают. А кроме того, газ чуть ли не в половину дешевле традиционного топлива.
Например, учредитель ООО "СЦ Сахалин Газ Авто" Иван Москвитин привел следующие расчеты. Условный автомобиль (15 литров на 100 километров) тратит на 1 километр 6,08 рубля. Этот же километр на метане обойдется ему в 2,52 рубля. Если даже брать затраты на переоборудование автомобиля в 100 тысяч рублей (хотя тут цифры звучали разные — от 40 тысяч до 100 тысяч в зависимости от класса автомобиля), то переход на метан окупит себя через 28089 км.
Стоит подчеркнуть, что речь идет исключительно о метане. Именно на него будут переводить технику.
Впрочем, пропан-бутановую смесь завозит к нам "Южмежрайгаз". У предприятия уже есть своя автомобильная заправка.
Но как говорят представители компании, клиентов пока мало. И частные лица — с материка, где уже знают, что такое газомоторное топливо. А сахалинцы — народ недоверчивый, им надо все потрогать своими руками, а лучше проверить на примере соседа.
Об этом говорила и руководитель агентства Вера Тихоньких:
— Наши люди просто не понимают, что многим из них сейчас даже заправки не нужны. Поставил в гараже нужное оборудование, и за ночь машина заправляется. Мы об этом будем, конечно, рассказывать, но когда мы сможем показать это все на конкретном примере? Ведь деньги, выделенные на программу в прошлом году, были просто не использованы, ничего не происходило...
Представители компаний заявили, что подвижки есть и основная бумажная работа в основном завершена. Газпром будет строить первую АГНКС в районе Пуркаева — Железнодорожной. И к 2018 году будут построены две заправки в Южно-Сахалинске, по одной в Корсакове, Долинске и Поронайске. Роснефть начнет переоборудовать свои заправки в комплексные, первая будет на Украинской в областном центре.
Более того, как заявил начальник газового участка ООО "Армсахстрой" Николай Литвинов, в его компании готово практически все, чтобы приступить к строительству газовой заправки в Дальнем: "Во втором квартале всю проектную документацию отправим на госэкспертизу"...
Все эти компании будут переводить свой технологический транспорт на газ.
И две лицензированные компании, готовые переделывать автомобили "под газ", уже есть.
Однако вопросов, конечно, возникло множество. Как прозвучало, оказывается, каждый водитель должен пройти учебный курс по обращению с аппаратурой высокого давления — иначе без соответствующего документа на АГНКС его могут просто не принять. А кто, где, за какие деньги будет проводить это для частных автовладельцев?
А у представителей ГИБДД возник вопрос — вы будете менять топливную систему автомобиля, а производитель на это согласен и где это должно регистрироваться?
Но, думается, все это должно быть решено в рабочем порядке.
Как сказал начальник отдела транспорта департамента городского хозяйства Южно-Сахалинска Дмитрий Танненберг, "все это нам очень необходимо". Система общественного транспорта в кризисе. В прошлом году на маршруты в Южно-Сахалинске выходило 360 автобусов. В этом году — 260. Необходимы кардинальные решения.
Вообще, планы и у Танненберга грандиозные, но об этом в другой публикации.
Как позже уточнили в агентстве газификации, Газпром строит в Южно-Сахалинске первую газовую заправку в районе ТЭЦ-1, вторая будет построена на перекрестке Пуркаева и Железнодорожной. Одновременно "Армсахстрой" строит станцию в Дальнем.
источник: sakh.com