Совсем недавно областные власти заявили о том, что строительство первой в области автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС) близится к завершению. Это будет первая на Дальнем Востоке заправка, где можно будет заправлять машину метаном. Официальное открытие АГНКС назначено на 1 июля.
Вопрос в том, сколько будет клиентов на новой заправке. Это один из парадоксов нашей сахалинской жизни – в области, где добыча газа составляет одну из основных отраслей промышленности, автомобили, использующие газовое топливо, – еще экзотика.
В 2012 году по официальным данным в областном центре было всего 13 машин, которые использовали в качестве топлива пропан-бутан. Все переведенные на газ машины принадлежали ООО "Южсахмежрайгаз". В 2015 году власти объявили о закупке 30 автобусов для муниципалитетов, которые будут ездить на газомоторном топливе. 16 из них уже стоят и ждут открытия заправки. Частных потребителей, которые поставили на свои автомобили газобалонное оборудование (ГБО), вряд ли наберется больше пары сотен. И это - капля в море, ведь по официальным данным в одном только Южно-Сахалинске на дороги выходят свыше 85 тысяч автомобилей.
Это тем более странно, ведь преимущества газа очевидны, и автомобилисты из других регионов страны в массовом порядке меняют бензин и дизтопливо на газ.
Тут нужен небольшой ликбез. На Сахалине уже существует предприятие, которое занимается заправкой автомобилей пропано-бутановой смесью. И большая часть автомобилей в нашей стране, которые ездят на газе, используют именно эту смесь. Новая АГНКС, которую готовят к открытию на проспекте Мира, будет работать на метане. Принципиальная разница между пропан-бутаном и метаном в том, что первый – это сжиженный газ, а второй – сжатый, компримированный. Для каждого нужно свое газобалонное оборудование (ГБО), ну, и второй более дешевый и экологичный. Поэтому поговорим именно о метане.
Экологическая обстановка в наших городах, особенно в Южно-Сахалинске, такая, что заставляет задумываться о ней даже самых равнодушных. Областной центр стабильно, уже на протяжении десятка лет, входит в список городов России с самым загрязненным воздухом. При этом до 80% всех вредных выбросов в атмосферу обеспечивают именно автомобили, работающие на бензине и солярке.
Метан на сегодня - самый экологичный вид топлива, его выбросы - СО2 и вода. Даже электричество наносит больший ущерб окружающей среде, если принять во внимание, как оно вырабатывается.
Впрочем, для большинства потребителей куда более весомым аргументов в пользу газомоторного топлива является существенная экономия.
Газ и бензин расходуются на километр пути примерно одинаково. Но при этом литр АИ92 стоит уже 41 рубль, а кубометр метана в среднем по России стоит 14-15 рублей. Установка ГБО обойдется примерно в 65-70 тысяч рублей. При активном использовании автомобиля оборудование окупается за 4-6 месяцев. Экономия на некоторых автомобилях достигает 56 тысяч рублей на каждые 10 тысяч километров.
Баллоны можно установить без особого ущерба для полезной площади, даже в багажник малолитражек. В микроавтобусах их монтируют на пол и закрывают фальшполом. Причем, даже установив ГБО, водитель может по-прежнему в любое время при желании переходить на бензин и обратно. Это удобно при поездках на дальние расстояния – фактически ты получаешь второй бак с топливом.
«Газпром», чтобы стимулировать переход на газ, создал программу, по которой дает индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам беспроцентную рассрочку на покупку и установку ГБО. В обмен на это потребитель обязан именно у компании покупать газ и выбрать его определенный объем. По идее, уже это должно сподвигнуть компании, занимающиеся транспортными перевозками, перейти на газ. Ну, и еще одно немаловажное обстоятельство – для владельцев авто, отказавшихся от бензина в пользу газа, предусмотрено 50% снижение транспортного налога. Для некоторых уже это окупит установку ГБО.
Но для того, чтобы наши дороги заполнили автомобили, использующие экологичное топливо, нужно развеять мифы, которые бытуют о газе.
- Например, откуда-то пошел слух, что газовые баллоны взрываются, - рассказывает коммерческий директор «Сахалин Газ Авто» Андрей Назаров. – Но это абсолютная ерунда, как и слухи о том, что при использовании газа якобы начинают гореть выходные клапаны. Оборудование имеет огромный запас прочности. Баллон сделан из двух материалов – металлический корпус и обмотка из стекловолокна. Он должен выдерживать давление в 200 атмосфер, но делают их с трехкратным запасом прочности – они способны выдержать и 680-700 атмосфер. Причем каждый сотый изготовленный баллон производители подвергают испытаниям до уничтожения, проверяя предел возможности оборудования. Так что, контроль за качеством постоянный. Я не припомню случаев в стране, когда баллоны, установленные в сертифицированных центрах вроде нашего, взорвались.
Еще одна популярная страшилка – это снижение мощности двигателя при использовании газа. Действительно, проходили испытания, которые показали 10-15% падение мощности по сравнению с бензином. Но это, хочу сказать, по сравнению с эталонным бензином, а не с тем, что продается у нас. К тому же, 10% падение заметит далеко не каждый автомобилист, который передвигается в режиме работа-дом по городским улицам, - говорит Андрей Назаров. – Единственное, чего действительно стоит опасаться - кустарно установленного оборудования. Гаражные мастерские, какие бы умельцы там ни работали, не способны абсолютно точно выдержать технологию.
Ведь специальный инструктаж необходим даже автовладельцам. Они обязаны пройти его, прежде чем заправлять транспорт на АГНКС. Те, кто это сделал, уже в ближайшее время смогут рассказать знакомым о том, каково это – отказаться от бензина. Власти, да и компании, работающие в этой сфере, ждут взрывного интереса сахалинцев к газу. Ведь одно дело - читать отзывы в СМИ, а другое – на конкретном примере увидеть все плюсы технологии. Вполне возможно, скоро на заправке будут выстраиваться очереди. Поэтому власти планируют в ближайшем будущем поставить еще две подобные станции в Южно-Сахалинске, а также по одной в Корсакове и Долинске.
Ну, а в дальнейшем подобную заправку можно организовать даже у себя во дворе. Покупаешь комплект оборудования, крепишь на стену и заправляешь авто. Машина полностью заправляется примерно за 7 часов. Стоит домашняя заправка, конечно не дешево – примерно 4 тысяч евро, но специалисты уверены, что они будут востребованы – слишком уж большую автономность они дают владельцу.
Источник: astv.ru